В июле в Подмосковье (Химки), проходила Летняя дискуссионная школа для молодых экономистов. Третий год подряд Фонд Егора Гайдара организует образовательные программы для студентов 3-4 курсов экономических и социально-гуманитарных специальностей, и второй год Вологду представляем мы с Надей Гусевой, теперь уже выпускницей ВоГТУ. Каждый раз – это новые лица, интереснейшие лекции и семинары, море впечатлений.
Главная тема школы — реформы и опыт реформаторов, сумевших отстоять свои взгляды и добиться изменений в разных сферах общественной жизни.
Образовательная программа включала в себя два блока. Первые дни были посвящены тренингам и мастер-классам по теории и практике аргументации, презентации идей, риторике. Основная программа школы включала шесть дней, каждый из которых имел свою тематическую направленность: экономика, культура, общество, право, наука, история.
Нас разбили на четыре команды: «зеленые», в число которых попала я, «красные», «синие» и «оранжевые». С утра проводились интенсивные тематические семинары и мастер-классы. После обеда команды получали для проработки «вопрос дня» и готовились принять участие в дебатах, которые проходили по вечерам. В качестве жюри выступали участники школы и приглашенные эксперты.
Неделя пролетела чередой ярких событий. Мне запомнились лекции и семинары по теории аргументации, которые вел профессор МГУ Дмитрий Зайцев, чью книгу «Теория и практика аргументации» я начала читать буквально за день до этого.
Каждый вечер мы горячо обсуждали важные проблемы: стоит ли финансировать борьбу с климатическими изменениями и фундаментальную науку; нужно ли возвращать законным собственникам имущество, изъятое у их предков; вводить ли уголовную ответственность за скачивание с torrent’ов и многое другое. Причем позиции команд определялись не внутренними установками и убеждениями, они ведь вполне могли совпадать у оппонентов, а жребием. Так что мы получили уникальный шанс научиться отстаивать любую позицию. Следует отметить, что выступления «от сердца», когда ораторы разделяли защищаемую точку зрения, выглядели более убедительно.
Самым интересным для меня был день, когда декан экономического факультета МГУ Александр Аузан рассказывал о социокультурных факторах, о том, как они влияют на экономическую динамику. Андрей Нечаев, министр экономики России в 1992-1993 гг., представил свою позицию по отношению к проведенным в 90-е годы реформам, а профессор РЭШ Константин Сонин рассказал, почему наличие природных ресурсов приводит к негативным последствиям, а также об инструментах экономической науки. В общем, все было здорово! И «зеленые» круче всех!
Думаю, что занятия помогли нам сформировать самостоятельные позиции по основным вопросам экономики, государства и общества, мы получили навыки их обсуждения и отстаивания.
Александра Ольховик, группа ЭНЭ-51